15 сентября отмечается 100-летие со дня освобождения Баку Кавказской исламской армией, возглавляемой турецким генералом Нури пашой. В середине сентября 1918 года столица Азербайджанской демократической республики была освобождена от дашнакско-большевистской оккупации и английских интервентов. О событиях тех лет "Вестнику Кавказа" рассказал ученый секретарь Национального музея истории Азербайджана НАНА, доктор философии по истории Фархад Джаббаров.
- День освобождения Баку Кавказской исламской армией отмечается в Азербайджане довольно широко – проходит множество мероприятий; чтобы отметить юбилей, приезжает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Почему эта дата так важна для истории Азербайджана?
- Я отвечу на этот вопрос словами [одного из создателей Азербайджанской демократической республики Мамеда Эмина] Расулзаде. Он говорил, что 15 сентября –такая же значимая для истории Азербайджана дата, как и 28 мая, когда была объявлена независимость государства. После создания АДР государство фактически не контролировало огромные промышленные, культурные, экономические центры, в частности Баку - сердце Азербайджана. Для того, чтобы закрепить независимость, нужно было вернуть этот город. Во-первых, это исконное право азербайджанского народа. Во-вторых, Баку - стратегический порт, стратегический город. Поэтому вся деятельность молодой АДР, когда она объявила о своей независимости, была направлена с одной стороны, на то, чтобы довести до мирового сообщества эту новость, а с другой – на освобождение Баку.
Если бы не было Кавказской исламской армии, то сегодня Баку не был бы азербайджанским городом. Планы тех сил, которые находились в это время у власти в Баку, были нацелены на то, чтобы оторвать город от Азербайджана, подчинив его России. Поэтому для нас День освобождения Баку не менее важный праздник, чем День независимости.
- Кавказская исламская армия состояла из азербайджанцев и османских турок. На руководящих должностях был турки?
- Накануне объявления независимости Азербайджан фактически не имел регулярной армии. Учитывая предыдущий исторический опыт, когда азербайджанцев вообще не призывали в обязательном порядке на действительную военную службу, военных кадров было очень мало. Когда 4 июня 1918 года был заключен Батумский договор между Османской империей и закавказскими республиками (Азербайджаном, Арменией и Грузией), в него был включен пункт о том, что если Азербайджан запросит военную помощь у Османской империи, то она эту помощь окажет. Турецкие офицеры-инструкторы, которые прибыли в Баку, фактически занимали руководящие должности, но в составе Кавказской исламской армии было значительное количество азербайджанцев-добровольцев. Баку был их конечной целю, но были и друге регионы, которые контролировались большевиками.
В Кавказской исламской армии сражались азербайджанские офицеры Али-Ага Шихлинский, Самед-Бек Мехмандаров и другие. Это была совместная военная операция турецко-азербайджанских сил по освобождению Баку, в которой азербайджанцы приняли не меньшее участие, чем наши турецкие братья.
- Можно ли говорить о подъеме национального самосознания, о том, что люди поднялись на защиту родины?
- Естественно. Ведь до этого были мартовские события 1918 года, приведшие к многотысячным жертвам среди азербайджанцев не только в Баку, но и в других населенных пунктах. В Северном Азербайджане также проводились этнические чистки. У населения это вызывало негативную реакцию. Люди поняли, что силы, которые держат власть в Баку, те же самые, которые уничтожали азербайджанцев с марта 1918 года. Порыв освободить город от чужеземных сил был продиктован именно подъемом национального самосознания.
- Что было бы, если бы не Кавказская исламская армия?
- Баку не был бы азербайджанским городом. Власть бы власть держалась в руках эсеров, меньшевиков, дашнаков. Учитывая, что диктатура Центрокаспия пригласила сюда англичан, то и территориально, и юридически Баку тоже не был бы территорией Азербайджана.
- Как интеллигенция восприняла эту армию? Есть ли архивные данные?
- Архивных материалов, к сожалению, мало, но есть воспоминания о том, как армия вошла в Баку. Здесь был проведен парад. В массовом порядке люди вышли на улицы встречать эту армию как освободительницу. В честь Нури паши и командования кавказской исламской армии был дан банкет, он гостил в доме [азербайджанского миллионера и мецената Гаджи Зейналабдина] Тагиева.
Наши миллионеры, меценаты финансировали эту армию, оказывали помощь обмундированием, оружием и продуктами. И у простых людей, и у интеллигенции, и у предпринимателей позиция была однозначной - город должен быть освобожден, и надо приложить максимум усилий к этому. Даже когда турецкая армия покидала Баку в октябре 2018 года, с ней прощались очень тепло. Ежегодно, когда отмечалась годовщина освобождения Баку, писались статьи, и это событие оценивалось как самый настоящий праздник. Наша эмиграция тоже никогда не забывала эту дату.
- Почему же тогда через два года, когда ХI Красная армия вторглась в Баку и оккупировала Азербайджан, не было такого турецко-азербайджанского сплочения?
- За два года произошли большие геополитические изменения. В 1918 году ситуация была другая, и Османская империя не могла оказывать военную помощь Азербайджану. В 1920 году, когда сама Турция фактически вела борьбу за выживание, помощь оказывать было трудно. Во-первых, в Турции шла борьба с иностранной агрессией. Во-вторых, фактически существовало два правительства – султанское правительство в Стамбуле и правительство национального собрания в Анкаре. Условий для того, чтобы Турция помогла Азербайджану, уже не было.
- Сегодня в Национальном музее истории Азербайджана открылась выставка, посвященная 100-летию освобождения Баку. На ней представлены экспонаты фонда Музея истории или привезенные?
- Все из нашей коллекции! С 2008 года мы проводили такие выставки к 90-летию, 95-летию, в этом году - к 100-летию освобождения Баку. Каждый раз, естественно, концепция выставки меняется, дополняется новыми экспонатами. Но оружие, ковры, в частности ковер, сотканный в честь турецких офицеров, прибывших освобождать Баку, документы, фотографии – это все из коллекции музея. Мы стараемся таким образом, с одной стороны, демонстрировать то, что у нас есть в фондах, а с другой стороны, рассказывать о нашей истории.
В 2018 году это уже третья выставка, которая проводится в рамках столетия АДР. Первая была посвящена деятелям АДР, вторая - военному делу в Азербайджане, третья - освобождению Баку Кавказкой исламской армией.